FileStream. Чтение и запись файла

Последнее обновление: 20.02.2022

Класс FileStream представляет возможности по считыванию из файла и записи в файл. Он позволяет работать как с текстовыми файлами, так и с бинарными.

Создание FileStream

Для создания объекта FileStream можно использовать как конструкторы этого класса, так и статические методы класса File. Конструктор FileStream имеет множество перегруженных версий, из которых отмечу лишь одну, самую простую и используемую:

FileStream(string filename, FileMode mode)

Здесь в конструктор передается два параметра: путь к файлу и перечисление FileMode. Данное перечисление указывает на режим доступа к файлу и может принимать следующие значения:

  • Append: если файл существует, то текст добавляется в конец файл. Если файла нет, то он создается. Файл открывается только для записи.

  • Create: создается новый файл. Если такой файл уже существует, то он перезаписывается

  • CreateNew: создается новый файл. Если такой файл уже существует, то приложение выбрасывает ошибку

  • Open: открывает файл. Если файл не существует, выбрасывается исключение

  • OpenOrCreate: если файл существует, он открывается, если нет - создается новый

  • Truncate: если файл существует, то он перезаписывается. Файл открывается только для записи.

Другой способ создания объекта FileStream представляют статические методы класса File:

FileStream File.Open(string file, FileMode mode);
FileStream File.OpenRead(string file);
FileStream File.OpenWrite(string file);

Первый метод открывает файл с учетом объекта FileMode и возвращает файловой поток FileStream. У этого метода также есть несколько перегруженных версий. Второй метод открывает поток для чтения, а третий открывает поток для записи.

Закрытие потока

Класс FileStream для освобождения всех реусрсов, связанных с файлом, реализует интерфейс IDisposable. Соответственно после завершения работы с FileStream необходимо освободить связанный с ним файл вызовом метода Dispose. Для корректного закрытия можно вызвать метод Close(), который вызывает метод Dispose:

FileStream? fstream = null;
try
{
    fstream = new FileStream("note3.dat", FileMode.OpenOrCreate);
    // операции с fstream
}
catch(Exception ex)
{  }
finally
{
    fstream?.Close();
}

Либо можно использовать конструкцию using, которая автоматически освободит все связанные с FileStream ресурсы:

using (FileStream fstream = new FileStream("note3.dat", FileMode.OpenOrCreate))
{
    // операции с fstream
}

Свойства и методы FileStream

Рассмотрим наиболее важные свойства класса FileStream:

  • Свойство Length: возвращает длину потока в байтах

  • Свойство Position: возвращает текущую позицию в потоке

  • Свойство Name: возвращает абсолютный путь к файлу, открытому в FileStream

Для чтения/записи файлов можно применять следующие методы класса FileStream:

  • void CopyTo(Stream destination): копирует данные из текущего потока в поток destination

  • Task CopyToAsync(Stream destination): асинхронная версия метода CopyTo

  • void Flush(): сбрасывает содержимое буфера в файл

  • Task FlushAsync(): асинхронная версия метода Flush

  • int Read(byte[] array, int offset, int count): считывает данные из файла в массив байтов и возвращает количество успешно считанных байтов. Принимает три параметра:

    • array - массив байтов, куда будут помещены считываемые из файла данные

    • offset представляет смещение в байтах в массиве array, в который считанные байты будут помещены

    • count - максимальное число байтов, предназначенных для чтения. Если в файле находится меньшее количество байтов, то все они будут считаны.

    • Task<int> ReadAsync(byte[] array, int offset, int count): асинхронная версия метода Read

  • long Seek(long offset, SeekOrigin origin): устанавливает позицию в потоке со смещением на количество байт, указанных в параметре offset.

  • void Write(byte[] array, int offset, int count): записывает в файл данные из массива байтов. Принимает три параметра:

    • array - массив байтов, откуда данные будут записываться в файл

    • offset - смещение в байтах в массиве array, откуда начинается запись байтов в поток

    • count - максимальное число байтов, предназначенных для записи

  • Task WriteAsync(byte[] array, int offset, int count): асинхронная версия метода Write

Чтение и запись файлов

FileStream представляет доступ к файлам на уровне байтов, поэтому, например, если вам надо считать или записать одну или несколько строк в текстовый файл, то массив байтов надо преобразовать в строки, используя специальные методы. Поэтому для работы с текстовыми файлами применяются другие классы.

В то же время при работе с различными бинарными файлами, имеющими определенную структуру, FileStream может быть очень даже полезен для извлечения определенных порций информации и ее обработки.

Посмотрим на примере считывания-записи в текстовый файл:

using System.Text;

string path = @"C:\app\note.txt";   // путь к файлу

string text = "Hello METANIT.COM"; // строка для записи

// запись в файл
using (FileStream fstream = new FileStream(path, FileMode.OpenOrCreate))
{
    // преобразуем строку в байты
    byte[] buffer = Encoding.Default.GetBytes(text);
    // запись массива байтов в файл
    await fstream.WriteAsync(buffer, 0, buffer.Length);
    Console.WriteLine("Текст записан в файл");
}

// чтение из файла
using (FileStream fstream = File.OpenRead(path))
{
    // выделяем массив для считывания данных из файла
    byte[] buffer = new byte[fstream.Length];
    // считываем данные
    await fstream.ReadAsync(buffer, 0, buffer.Length);
    // декодируем байты в строку
    string textFromFile = Encoding.Default.GetString(buffer);
    Console.WriteLine($"Текст из файла: {textFromFile}");
}

Разберем этот пример. Вначале определяем путь к файлу и текст для записи в файл.

И при чтении, и при записи для создания и удаления объекта FileStream используется конструкция using, по завершению которой у созданного объекта FileStream автоматически вызывается метод Dispose, и, таким образом, объект уничтожается.

Поскольку операции с файлами могут занимать продолжительное время и являются узким местом в работе программы, рекомендуется использовать асинхронные версии методов FileStream. И при записи, и при чтении применяется объект кодировки Encoding.Default из пространства имен System.Text. В данном случае мы используем два его метода: GetBytes для получения массива байтов из строки и GetString для получения строки из массива байтов.

В итоге введенная нами строка записывается в файл note.txt. И мы получим следующий консольный вывод:

Текст записан в файл
Текст из файла: Hello METANIT.COM

Записанный файл по сути представляет бинарный файл (не текстовый), хотя если мы в него запишем только строку, то сможем посмотреть в удобочитаемом виде этот файл, открыв его в текстовом редакторе. Однако если мы в него запишем случайные байты, например:

fstream.WriteByte(13);
fstream.WriteByte(103);

То у нас могут возникнуть проблемы с его пониманием. Поэтому для работы непосредственно с текстовыми файлами предназначены отдельные классы - StreamReader и StreamWriter.

Произвольный доступ к файлам

Нередко бинарные файлы представляют определенную структуру. И, зная эту структуру, мы можем взять из файла нужную порцию информации или наоброт записать в определенном месте файла определенный набор байтов. Например, в wav-файлах непосредственно звуковые данные начинаются с 44 байта, а до 44 байта идут различные метаданные - количество каналов аудио, частота дискретизации и т.д.

С помощью метода Seek() мы можем управлять положением курсора потока, начиная с которого производится считывание или запись в файл. Этот метод принимает два параметра: offset (смещение) и позиция в файле. Позиция в файле описывается тремя значениями:

  • SeekOrigin.Begin: начало файла

  • SeekOrigin.End: конец файла

  • SeekOrigin.Current: текущая позиция в файле

Курсор потока, с которого начинается чтение или запись, смещается вперед на значение offset относительно позиции, указанной в качестве второго параметра. Смещение может быть отрицательным, тогда курсор сдвигается назад, если положительное - то вперед.

Рассмотрим простой пример:

using System.Text;

string path = "note.dat";

string text = "hello world";

using (FileStream fstream = new FileStream(path, FileMode.OpenOrCreate))
{
    // преобразуем строку в байты
    byte[] input = Encoding.Default.GetBytes(text);
    // запись массива байтов в файл
    fstream.Write(input, 0, input.Length);
    Console.WriteLine("Текст записан в файл");
}
// чтение части файла
using (FileStream fstream = new FileStream(path, FileMode.OpenOrCreate))
{ 
    // перемещаем указатель в конец файла, до конца файла- пять байт
    fstream.Seek(-5, SeekOrigin.End); // минус 5 символов с конца потока

    // считываем четыре символов с текущей позиции
    byte[] output = new byte[5];
    await fstream.ReadAsync(output, 0, output.Length);
    // декодируем байты в строку
    string textFromFile = Encoding.Default.GetString(output);
    Console.WriteLine($"Текст из файла: {textFromFile}"); // world
}

Вначале записываем в файл текст "hello world". Затем снова обращаемся к файла для считывания. Сначала перемещаем курсор на пять символов назад относительно конца файлового потока:

fstream.Seek(-5, SeekOrigin.End)
чтение и запись файлов через FileStream в C#

То есть после выполнения этого вызова курсор будет стоять на позиции символа "w".

После этого считываем пять байт начиная с символа "w". В кодировке по умолчанию 1 символ будет представлять 1 байт. Поэтому чтение 5 байт будет эквивалентно чтению пяти сиволов: "world".

Соответственно мы получим следующий консольный вывод:

Текст записан в файл
Текст из файла: world

Рассмотрим чуть более сложный пример - с записью начиная с некоторой позиции:

using System.Text;

string path = "note2.dat";

string text = "hello world";

// запись в файл
using (FileStream fstream = new FileStream(path, FileMode.OpenOrCreate))
{
    // преобразуем строку в байты
    byte[] input = Encoding.Default.GetBytes(text);
    // запись массива байтов в файл
    fstream.Write(input, 0, input.Length);
    Console.WriteLine("Текст записан в файл");
}
using (FileStream fstream = new FileStream(path, FileMode.OpenOrCreate))
{ 
    // заменим в файле слово world на слово house
    string replaceText = "house";
    fstream.Seek(-5, SeekOrigin.End); // минус 5 символов с конца потока
    byte[] input = Encoding.Default.GetBytes(replaceText);
    await fstream.WriteAsync(input, 0, input.Length);

    // считываем весь файл
    // возвращаем указатель в начало файла
    fstream.Seek(0, SeekOrigin.Begin);
    byte[] output = new byte[fstream.Length];
    await fstream.ReadAsync(output, 0, output.Length);
    // декодируем байты в строку
    string textFromFile = Encoding.Default.GetString(output);
    Console.WriteLine($"Текст из файла: {textFromFile}"); // hello house
}

Здесь также вначале записываем в файл строку "hello world". Затем также открываем файл и опять же перемещаемся в конец файла, не доходя до конца пять символов (то есть опять же с позиции символа "w"), и осуществляем запись строки "house". Таким образом, строка "house" заменяет строку "world".

Чтобы после этого считать весь файл, сдвигаем курсор на самое начало

fstream.Seek(0, SeekOrigin.Begin);

Консольный вывод программы:

Текст записан в файл
Текст из файла: hello house
Помощь сайту
Юмани:
410011174743222
Перевод на карту
Номер карты:
4048415020898850