C# является полноценным объектно-ориентированным языком. Это значит, что программу на C# можно представить в виде взаимосвязанных взаимодействующих между собой объектов.
Описанием объекта является класс, а объект представляет экземпляр этого класса. Можно еще провести следующую аналогию. У нас у всех есть некоторое представление о человеке, у которого есть имя, возраст, какие-то другие характеристики. То есть некоторый шаблон - этот шаблон можно назвать классом. Конкретное воплощение этого шаблона может отличаться, например, одни люди имеют одно имя, другие - другое имя. И реально существующий человек (фактически экземпляр данного класса) будет представлять объект этого класса.
В принципе ранее уже использовались классы. Например, тип string, который представляет строку, фактически является классом. Или, например, класс Console,
у которого метод WriteLine()
выводит на консоль некоторую информацию. Теперь же посмотрим, как мы можем определять свои собственные классы.
По сути класс представляет новый тип, который определяется пользователем. Класс определяется с помощью ключевого слова сlass:
class название_класса { // содержимое класса }
После слова class идет имя класса и далее в фигурных скобках идет собственно содержимое класса. Например, определим в файле Program.cs класс Person, который будет представлять человека:
class Person { }
Начиная с версии C# 12, если класс имеет пустое определение, то фигурные скобки после названия типа можно не использовать:
class Person;
Однако такой класс не особо показателен, поэтому добавим в него некоторую функциональность.
Класс может хранить некоторые данные. Для хранения данных в классе применяются поля. По сути поля класса - это переменные, определенные на уровне класса.
Кроме того, класс может определять некоторое поведение или выполняемые действия. Для определения поведения в классе применяются методы.
Итак, добавим в класс Person поля и методы:
class Person { public string name = "Undefined"; // имя public int age; // возраст public void Print() { Console.WriteLine($"Имя: {name} Возраст: {age}"); } }
В данном случае в классе Person определено поле name
, которое хранит имя, и поле age
, которое хранит
возраст человека. В отличие от переменных, определенных в методах, поля класса могут иметь модификаторы, которые указываются перед полем.
Так, в данном случае, чтобы все поля были доступны вне класса Person поля определены с модификатором public.
При определении полей мы можем присвоить им некоторые значения, как в примере выше в случае переменной name
.
Если поля класса не инициализированы, то они получают значения по умолчанию. Для переменных числовых типов это число 0.
Также в классе Person определен метод Print()
. Методы класса имеют доступ к его поля, и в данном случае обращаемся к полям класса name и age для вывода их значения на консоль.
И чтобы этот метод был виден вне класса, он также определен с модификатором public.
После определения класса мы можем создавать его объекты. Для создания объекта применяются конструкторы. По сути конструкторы представляют специальные методы, которые называются так же как и класс, и которые вызываются при создании нового объекта класса и выполняют инициализацию объекта. Общий синтаксис вызова конструктора:
new конструктор_класса(параметры_конструктора);
Сначала идет оператор new, который выделяет память для объекта, а после него идет вызов конструктора.
Если в классе не определено ни одного конструктора (как в случае с нашим классом Person), то для этого класса автоматически создается пустой конструктор по умолчанию, который не принимает никаких параметров.
Теперь создадим объект класса Person:
Person tom = new Person(); // создание объекта класса Person // определение класса Person class Person { public string name = "Undefined"; public int age; public void Print() { Console.WriteLine($"Имя: {name} Возраст: {age}"); } }
Для создания объекта Person используется выражение new Person()
. В итоге после выполнения данного выражения в памяти
будет выделен участок, где будут храниться все данные объекта Person. А переменная tom
получит ссылку на созданный объект,
и через эту переменную мы можем использовать данный объект и обращаться к его функциональности.
Для обращения к функциональности класса - полям, методам (а также другим элементам класса) применяется точечная нотация точки - после объекта класса ставится точка, а затем элемент класса:
объект.поле_класса объект.метод_класса(параметры_метода)
Например, обратимся к полям и методам объекта Person:
Person tom = new Person(); // создание объекта класса Person // Получаем значение полей в переменные string personName = tom.name; int personAge = tom.age; Console.WriteLine($"Имя: {personName} Возраст {personAge}"); // Имя: Undefined Возраст: 0 // устанавливаем новые значения полей tom.name = "Tom"; tom.age = 37; // обращаемся к методу Print tom.Print(); // Имя: Tom Возраст: 37 class Person { public string name = "Undefined"; public int age; public void Print() { Console.WriteLine($"Имя: {name} Возраст: {age}"); } }
Консольный вывод данной программы:
Имя: Undefined Возраст: 0 Имя: Tom Возраст: 37
Обычно классы помещаются в отдельные файлы. Нередко для одного класса предназначен один файл. Если мы работаем над проектом вне среды Visual Studio, используя .NET CLI, то нам достаточно добавить новый файл класса в папку проекта. Например, добавим новый файл, который назовем Person.cs и в котором определим следующий код:
class Person { public string name = "Undefined"; public void Print() { Console.WriteLine($"Person {name}"); } }
Здесь определен класс Person с одним полем name и методом Print.
В файле Program.cs, который представляет основной файл программы используем класс Person:
Person tom = new Person(); tom.name = "Tom"; tom.Print(); // Person Tom
Visual Studio предоставляет по умолчанию встроенные шаблоны для добвления класса. Для добавления класса нажмем в Visual Studio правой кнопкой мыши на название проекта:
В появившемся контекстном меню выберем пункт Add -> New Item... (или Add -> Class...)
В открывшемся окне добавления нового элемента убедимся, что в центральной части с шаблонами элементов у нас выбран пункт Class. А внизу окна в поле Name введем название добавляемого класса - пусть он будет назваться Person:
В качестве названия класса можно вводить как Person, так и Person.cs. И после нажатия на кнопку добавления в проект будет добавлен новый класс, в котором можно определить тот же код и также использовать в файле Program.cs.
Таким образом, мы можем определять классы в отдельных файлах и использовать их в программе.