Все поля, методы и остальные компоненты класса имеют модификаторы доступа. Модификаторы доступа позволяют задать допустимую область видимости для компонентов класса. То есть модификаторы доступа определяют контекст, в котором можно употреблять данную переменную или метод.
В языке C# применяются следующие модификаторы доступа:
private: закрытый или приватный компонент класса или структуры. Приватный компонент доступен только в рамках своего класса или структуры.
private protected: компонент класса доступен из любого места в своем классе или в производных классах, которые определены в той же сборке.
file: добавлен в версии C# 11 и применяется к типам, например, классам и структурам. Класс или структура с такми модификатором доступны только из текущего файла кода.
protected: такой компонент класса доступен из любого места в своем классе или в производных классах. При этом производные классы могут располагаться в других сборках.
internal: компоненты класса или структуры доступен из любого места кода в той же сборке, однако он недоступен для других программ и сборок.
protected internal: совмещает функционал двух модификаторов protected
и internal
.
Такой компонент класса доступен из любого места в текущей сборке и из производных классов, которые могут располагаться в других сборках.
public: публичный, общедоступный компонент класса или структуры. Такой компонент доступен из любого места в коде, а также из других программ и сборок.
Стоит отметить, что эти модификаторы могут применяться как к компонентам класса, так и к компонентам структуры за тем исключением, что структуры не могут
использовать модификаторы private protected
, protected
и protected internal
, поскольку структуры не могут быть унаследованы.
Все классы и структуры, определенные напрямую вне других типов (классов и структур) могут иметь только модификаторы public
, file
или internal
.
Мы можем явно задать модификатор доступа, а можем его и не указывать:
public class Person { string name; public Person(string name) { this.name = name; } public void Print() => Console.WriteLine($"Name: {name}"); }
Если для компонентов не определен модификатор доступа, то по умолчанию для них применяется модификатор private. Например, в примере выше переменная name
неявно будет иметь модификатор private.
Классы и структуры, которые объявлены без модификатора и которые расположены вне других типов, по умолчанию имеют доступ internal, а вложенные классы и структуры, как и остальные компоненты классов/структур имеют модификатор private. Например:
class Phone { struct Camera { } }
Здесь класс Phone не является вложенным ни в один другой класс/структуру, поэтому неявно имеет модификатор internal. А структура Camera является вложенной, поэтому, как и другие компоненты класса, неявно имеет модификатор private
Посмотрим на примере и создадим следующий класс State:
class State { // все равно, что private string defaultVar; string defaultVar ="default"; // поле доступно только из текущего класса private string privateVar = "private"; // доступно из текущего класса и производных классов, которые определены в этом же проекте protected private string protectedPrivateVar = "protected private"; // доступно из текущего класса и производных классов protected string protectedVar = "protected"; // доступно в любом месте текущего проекта internal string internalVar = "internal"; // доступно в любом месте текущего проекта и из классов-наследников в других проектах protected internal string protectedInternalVar = "protected internal"; // доступно в любом месте программы, а также для других программ и сборок public string publicVar = "public"; // по умолчанию имеет модификатор private void Print() => Console.WriteLine(defaultVar); // метод доступен только из текущего класса private void PrintPrivate() => Console.WriteLine(privateVar); // доступен из текущего класса и производных классов, которые определены в этом же проекте protected private void PrintProtectedPrivate() => Console.WriteLine(protectedPrivateVar); // доступен из текущего класса и производных классов protected void PrintProtected() => Console.WriteLine(protectedVar); // доступен в любом месте текущего проекта internal void PrintInternal() => Console.WriteLine(internalVar); // доступен в любом месте текущего проекта и из классов-наследников в других проектах protected internal void PrintProtectedInternal() => Console.WriteLine(protectedInternalVar); // доступен в любом месте программы, а также для других программ и сборок public void PrintPublic() => Console.WriteLine(publicVar); }
Так как класс State не имеет явного модификатора, по умолчанию он имеет модификатор internal
,
поэтому он будет доступен из любого места данного проекта, однако не будет доступен из других программ и сборок.
Класс State имеет шесть полей для каждого уровня доступа. Плюс одна переменная без модификатора, которая является закрытой (private) по умолчанию. А также определено семь методов с разными модификаторами, которые выводят значения соответствующих переменных на консоль. Поскольку все модификаторы позволяют использовать компоненты класса внутри данного класса, то и все переменные класса, в том числе закрытые, у нас доступны всем его методам, так как все находятся в контексте класса State.
Теперь посмотрим, как мы сможем использовать переменные класса State в другом классе, который, допустим, будет называться StateConsumer и который расположен в том же проекте:
class StateConsumer { public void PrintState() { State state = new State(); // обратиться к переменной defaultVar у нас не получится, // так как она имеет модификатор private и класс StateConsumer ее не видит Console.WriteLine(state.defaultVar); //Ошибка, получить доступ нельзя // то же самое относится и к переменной privateVar Console.WriteLine(state.privateVar); // Ошибка, получить доступ нельзя // обратиться к переменной protectedPrivateVar не получится, // так как класс StateConsumer не является классом-наследником класса State Console.WriteLine(state.protectedPrivateVar); // Ошибка, получить доступ нельзя // обратиться к переменной protectedVar тоже не получится, // так как класс StateConsumer не является классом-наследником класса State Console.WriteLine(state.protectedVar); // Ошибка, получить доступ нельзя // переменная internalVar с модификатором internal доступна из любого места текущего проекта // поэтому можно получить или изменить ее значение Console.WriteLine(state.internalVar); // переменная protectedInternalVar так же доступна из любого места текущего проекта Console.WriteLine(state.protectedInternalVar); // переменная publicVar общедоступна Console.WriteLine(state.publicVar); } }
Таким образом, в классе StateConsumer мы смогли только обратиться к переменным internalVar, protectedInternalVar и publicVar, так как их модификаторы позволяют использовать в данном контексте.
Аналогично дело обстоит и с методами:
class StateConsumer { public void PrintState() { State state = new State(); state.Print(); //Ошибка, получить доступ нельзя state.PrintPrivate(); // Ошибка, получить доступ нельзя state.PrintProtectedPrivate(); // Ошибка, получить доступ нельзя state.PrintProtected(); // Ошибка, получить доступ нельзя state.PrintInternal(); // норм state.PrintProtectedInternal(); // норм state.PrintPublic(); // норм } }
Здесь нам оказались доступны только три метода: PrintInternal, PrintProtectedInternal, PrintPublic, которые имееют соответственно модификаторы internal, protected internal, public.
Допустим, у нас есть проект (и соответственно сборка) MyLib, в которой определены три класса:
namespace MyLib; // класс доступен из других сборок public class PublicState { internal void PrintInternal() => Console.WriteLine("internal"); protected internal void PrintProtectedInternal() => Console.WriteLine("protected internal"); public void PrintPublic() => Console.WriteLine("public"); } // класс доступен только в текущей сборке - по умолчанию internal class DefaultState { } // класс доступен только в текущей сборке internal class InternalState{ }
Здесь классы DefaultState и InternalState имеют модификатор internal, поэтому доступны только в текущем проекте.
Класс PublicState модификатором public доступен из других проектов. Однако его метод PrintInternal()
доступен только в текущем проекте.
Вне текущего проекта доступен только его метод PrintPublic
и PrintProtectedInternal()
(доступен в другом проекте только в классах-наследниках).
Допустим, мы подключаем сборку этого проекта MyLib в другой проект, где есть класс StateConsumer:
using MyLib; class StateConsumer { public void PrintState() { // Ошибка DefaultState - по умолчанию internal, поэтому нет доступа DefaultState defaultState = new DefaultState(); // Ошибка InternalState - internal, поэтому нет доступа InternalState internalState = new InternalState(); // норм, PublicState - public, доступен из других программ PublicState publicState = new PublicState(); // Ошибка, нет доступа - метод доступен только в свой сборке publicState.PrintInternal(); // Ошибка, нет доступа - StateConsumer НЕ является классом-наследником от класса PublicState, // поэтому метод не доступен publicState.PrintProtectedInternal(); // нет доступа // норм - общедоступный метод publicState.PrintPublic(); // норм } }
В классе StateConsumer есть доступ только к классу PublicState и его методу PrintPublic
, потому что они имеют модификатор public.
К остальной функциональности подключенной сборки StateConsumer доступа не имеет.
Благодаря такой системе модификаторов доступа можно скрывать некоторые моменты реализации класса от других частей программы.
C# 11 был добавлен еще один модификатор видимости - file, который применяется к классам, структурам, делегатам, перечислениям, интерфейсам. Типы с этим модификатором могут использоваться только внутри текущего файла кода.
file class Person { }
Данный модификатор не может использоваться в паре с другими модификаторами.