Создадим первую программу с помощью ассемблера MASM. При создании программы на ассемблере стоит понимать, что это не высокоуровневый язык, где достаточно вызвать одну функцию, которая выполнит всю сложную работу. В ассемблере, чтобы выполнить довольно простые вещи, придется писать довольно много инструкций. И здесь есть разные подходы: мы можем написать весь код только на ассемблере - вариант, который в реальности втречается редко, либо мы можем какие-то части писать на ассемблере, а какие-то на языке высокого уровня, например, на С. В данном случае рассмотрим создание программы целиком на ассемблере, но в дальнейшем посмотрим на второй вариант на примере взаимодействия с языками С и С++.
Итак, напишем программу на ассемблере, которая выводит строку на консоль. Для этого определим на жестком диске папку для файлов с исходным кодом. Допустим, она будет называться C:\asm. И в этой папке создадим новый файл, который назовем hello.asm и в котором определим следующий код:
includelib kernel32.lib ; подключаем библиотеку kernel32.lib ; подключаем функции WriteFile и GetStdHandle extrn WriteFile: PROC extrn GetStdHandle: PROC .code text byte "Hello METANIT.COM!" ; выводимая строка main proc sub rsp, 40 ; Для параметров функций WriteFile и GetStdHandle резервируем 40 байт (5 параметров по 8 байт) mov rcx, -11 ; Аргумент для GetStdHandle - STD_OUTPUT call GetStdHandle ; вызываем функцию GetStdHandle mov rcx, rax ; Первый параметр WriteFile - в регистр RCX помещаем дескриптор файла - консоли lea rdx, text ; Второй параметр WriteFile - загружаем указатель на строку в регистр RDX mov r8d, 18 ; Третий параметр WriteFile - длина строки для записи в регистре R8D xor r9, r9 ; Четвертый параметр WriteFile - адрес для получения записанных байтов mov qword ptr [rsp + 32], 0 ; Пятый параметр WriteFile call WriteFile ; вызываем функцию WriteFile add rsp, 40 ret main endp end
Откроем программу x64 Native Tools Command Prompt for VS 2022 и перейдем в ней к папке, где располагается файл hello.asm. Затем выполним следующюю команду
ml64 hello.asm /link /entry:main
В результате ассемблер скомпилирует ряд файлов
********************************************************************** ** Visual Studio 2022 Developer Command Prompt v17.5.5 ** Copyright (c) 2022 Microsoft Corporation ********************************************************************** [vcvarsall.bat] Environment initialized for: 'x64' C:\Program Files\Microsoft Visual Studio\2022\Community>cd c:\asm c:\asm>ml64 hello.asm /link /entry:main Microsoft (R) Macro Assembler (x64) Version 14.35.32217.1 Copyright (C) Microsoft Corporation. All rights reserved. Assembling: hello.asm Microsoft (R) Incremental Linker Version 14.35.32217.1 Copyright (C) Microsoft Corporation. All rights reserved. /OUT:hello.exe hello.obj /entry:main c:\asm>
В итоге в каталоге программы будут сгенерированы объектный файл hello.obj и собственно файл программы - hello.exe. Запустим этот файл, и консоль выведет строку:
********************************************************************** ** Visual Studio 2022 Developer Command Prompt v17.5.5 ** Copyright (c) 2022 Microsoft Corporation ********************************************************************** [vcvarsall.bat] Environment initialized for: 'x64' C:\Program Files\Microsoft Visual Studio\2022\Community>cd c:\asm c:\asm>ml64 hello.asm /link /entry:main Microsoft (R) Macro Assembler (x64) Version 14.35.32217.1 Copyright (C) Microsoft Corporation. All rights reserved. Assembling: hello.asm Microsoft (R) Incremental Linker Version 14.35.32217.1 Copyright (C) Microsoft Corporation. All rights reserved. /OUT:hello.exe hello.obj /entry:main c:\asm>hello Hello METANIT.COM! c:\asm>
Вкратце разеберем программу. Вначале идет инструкция
includelib kernel32.lib
Эта инструкция подключает библиотеку kernel32.lib
. Это библиотека Windows включает нативные функции GetStdHandle и WriteFile,
которые использует программа для вывода строки на консоль. Установка Visual Studio включает этот файл, а файл vcvars64.bat при запуске
должным образом установить пути к нему, чтобы компоновщик мог его найти при сборке файла программы смог бы его найти.
Чтобы воспользоваться функциями подключаем их с помощью оператора extrn
extrn WriteFile: PROC extrn GetStdHandle: PROC
С помощью директивы .code
открываем секцию кода и затем определяем используемые в программе данные - выводимую строку
.code text byte "Hello METANIT.COM!" ; выводимая строка
Строка называется text, а каждый ее элемент (символ) имеет тип byte
(8-битное число).
Далее идут собственно выполняемые программой действия. Они помещаются между инструкциями main proc
и main endp
main proc ; действия программы main endp
Далее нам надо должным образом настроить стек. В частности, резервируем в стеке 40 байт для параметров функций GetStdHandle и WriteFile и при этом учитываем выравнивание
стека по 16-байтной границе. Указатель на верхушку стека хранится в регистре
rsp. Поэтому вычитаем с помощью инструкции sub
из значения в регистре rsp 40 байт
sub rsp, 40
Почему 40? Прежде всего при вызове функций WinAPI (как в данном случае функций GetStdHandle и WriteFile) необходимо зарезервировать в стеке как минимум 32 байта - так называемое "shadow storage" (теневое хранилище). Далее нам надо учитывать количество параметров функции. Пеовые 4 параметра функций передаются через регистры, а параметры начиная с 5-го передаются через стек. Соответственно для 5-го и последующих параметров надо выделить в стеке область. Для каждого параметра вне зависимости от его размера выделяется 8 байт. Функция WriteFile как раз принимает 5 параметров, поэтому для нее надо выделить дополнительные 8 байт в стеке. Поэтому получаем 32 байта + 8 байт (5-й параметр WriteLine) = 40 байт. Количество параметров смотрим по функции с наибольшим количеством параметров. Третий момент - нам надо учитывать, что перед вызовом функций WinAPI стек имел выравнивание по 16 байтовой границе, то есть значение в RSP должно быть кратно 16. По умолчанию при вызове функции в стек помещается адрес возврата функии размером 8 байт. Поэтому наши 40 байт + 8 байт (адрес возврата из функции) дадут 48 байт - число кратное 16.
Вначале нам надо использовать встроенную функцию GetStdHandle(), которая позволяет получить дескриптор на устройство ввода-вывода. Она имеет следующее определение на C:
HANDLE WINAPI GetStdHandle( _In_ DWORD nStdHandle );
Функция GetStdHandle()
получает числовой код устройства, с которым мы хотим взаимодействовать. В нашем случае нам надо получить устройство стандартного вывода (для вывода строки), которым по умолчанию является консоль. Для обращения к консоли надо передать число -11, которое надо поместить в
регистр rcx:
mov rcx, -11 ; Аргумент для GetStdHandle - STD_OUTPUT
После установки параметра этой функции вызываем ее с помощью инструкции call:
call GetStdHandle
В результате выполнения функция GetStdHandle возвращает дескриптор - объект, через который мы можем взаимодействовать с консолью. Этот дескриптор помещается в регистр rax. Получив этот дескриптор, используем его для вывода на консоль строки с помощью функции WriteFile. Для справки ее определение на С++
BOOL WriteFile( [in] HANDLE hFile, [in] LPCVOID lpBuffer, [in] DWORD nNumberOfBytesToWrite, [out, optional] LPDWORD lpNumberOfBytesWritten, [in, out, optional] LPOVERLAPPED lpOverlapped );
Вызов функции GetStdHandle помещает в регистр rax дескриптор консоли. И для вывода строкии на консоль с помощью функции WriteFile нам надо поместить этот дескриптор в регистр rcx
mov rcx, rax
Затем с помощью инструкции lea загружаем в регистр rdx адрес выводимой строки
lea rdx, text
Далее в регистр r8d помещаем длину выводимой строки в байтах - в данном случае это 18 байт:
mov r8d, 18
Затем в регистре r9 устанавливаем адрес четвертого параметра функции WriteFile:
xor r9, r9
В данном случае нам не нужно количество считанных байтов, и с помощью инструкции xor обнуляем значение регистра r9.
Последний - пятый параметр функции WriteFile должен иметь значение NULL, по сути 0. Поэтому устанавливаем для него значение 0, смещаясь в стеке вперед на 32 байта (4 параметра * 8):
mov qword ptr [rsp + 32], 0
Инструкция mov помещает значение в определенное место. Здесь в качестве значения служит число 0. А место определяется выражением
qword ptr [rsp + 32]
. qword ptr
указывает, что этот операнд описывает адрес размером в четыре слова, что означает 8 байтов (слово имеет длину 2 байта).
ptr
указывает, что значение операнда следует рассматривать как адрес. То есть число 0 представляет 8-байтное значение и помещается по адресу rsp + 32
.
И далее собственно вызываем функцию WriteFile:
call WriteFile
Этот вызов должен привести к выводу строки на консоль. После этого восстанавливаем значение верхушки стека. Для этого с помощью инструкции add прибавляем к значению в регстре rsp ранее отнятые 40 байт:
add rsp, 40
И с помощью инструкции ret выходим из программы.