Для хранения данных в программе предназначены переменные. Переменная представляет именованную область памяти, которая хранит значение определенного типа. Каждая переменная имеет тип, имя и значение. Тип определяет, какую информацию может хранить переменная или диапазон допустимых значений.
Переменные объявляются следующим образом:
тип_данных имя_переменной;
Например, определим переменную, которая будет называться x и будет иметь тип int
:
int x;
В этом выражении мы объявляем переменную x типа int
. То есть x будет хранить некоторое число не больше 4 байт.
В качестве имени переменной может выступать любое произвольное название, которое удовлетворяет следующим требованиям:
имя может содержать любые алфавитно-цифровые символы, а также знак подчеркивания, при этом первый символ в имени не должен быть цифрой
в имени не должно быть знаков пунктуации и пробелов
имя не может быть ключевым словом языка Java
Кроме того, при объявлении и последующем использовании надо учитывать, что Java - регистрозависимый язык, поэтому следующие объявления
int num;
и int NUM;
будут представлять две разных переменных.
Объявив переменную, мы можем присвоить ей значение:
int x; // объявление переменной x = 10; // присвоение значения System.out.println(x); // 10
Также можно присвоить значение переменной при ее объявлении. Этот процесс называется инициализацией:
int x = 10; // объявление и инициализация переменной System.out.println(x); // 10
Если мы не присвоим переменной значение до ее использования, то мы можем получить ошибку, например, в следующем случае:
int x; System.out.println(x);
Через запятую можно объявить сразу несколько переменных одного типа:
int x, y; x = 10; y = 25; System.out.println(x); // 10 System.out.println(y); // 25
Также можно их сразу инициализировать:
int x = 8, y = 15; System.out.println(x); // 8 System.out.println(y); // 15
Отличительной особенностью переменных является то, что мы можем в процессе работы программы изменять их значение:
int x = 10; System.out.println(x); // 10 x = 25; System.out.println(x); // 25
Начиная с Java 10 в язык было добавлено ключевое слово var, которое также позволяет определять переменную:
var x = 10; System.out.println(x); // 10
Слово var
ставится вместо типа данных, а сам тип переменной выводится из того значения, которое ей присваивается. Например,
переменной x присваивается число 10, значит, переменная будет представлять тип int.
Но если переменная объявляется с помощью var, то мы обязательно должны инициализировать ее, то есть предоставить ей начальное значение, иначе мы получим ошибку, как, например, в следующем случае:
var x; // ! Ошибка, переменная не инициализирована x = 10;
Кроме переменных, в Java для хранения данных можно использовать константы. В отличие от переменных константам можно присвоить значение только один раз. Константа объявляется также, как и переменная, только вначале идет ключевое слово final:
final int LIMIT = 5; System.out.println(LIMIT); // 5 // LIMIT=57; // так мы уже не можем написать, так как LIMIT - константа
Как правило, константы имеют имена в верхнем регистре.
Константы позволяют задать такие переменные, которые не должны больше изменяться. Например, если у нас есть переменная для хранения числа pi, то мы можем объявить ее константой, так как ее значение постоянно.