Логические операции

Последнее обновление: 12.10.2023

Для манипуляции отдельными битами числа ассемблер NASM предоставляет ряд логических операторов-инструкций:

and source, dest
or source, dest
xor source, dest
neg dest
not dest

Первые три инструкции имеют два операнда.

Инструкции and, or и xor также влияют на регистр флагов. Они всегда сбрасывают флаг переноса CF и переполнения OF. Флаг нуля ZF устанавливается, если результат равен нулю. Флаг знака SF всегда получает значение старшего бита результата.

AND

Инструкция AND выполняет поразрядное логическое умножение. Операция логического умножения возвращает 1, если соответствующие разряды обоих операндов равны 1. Пример программы на Linux

global _start

section .text
_start:
    mov rdi, 12       ; помещаем в регистр RDI число 12 - 1100
    and rdi, 6        ; rdi = rdi AND 6 = 1100 AND 0110 = 0100 = 4
    mov rax, 60
    syscall 

Здесь в 64-битный регистр RDI помещается число 12, которое в бинарной форме равно 11002. Затем инструкция AND поразрядно умножает его на число 6, которое в бинарной форме равно 01102.

1100
*
0110
=
0100

То есть в итоге в регистре RDI будет число 0100 или 4 в десятичной системе.

Аналогичный пример на Windows:

global _start

section .text
_start:
    mov rax, 12       ; помещаем в регистр rax число 12 - 1100
    and rax, 6        ; rax = rax AND 6 = 1100 AND 0110 = 0100 = 4
    ret    

В ассемблере также есть инструкция test - она также умножает поразрядно биты обоих операндов, однако первый операнд не изменяется. Ее цель установить состояние флагов, в частности, флаг нуля:

global _start

section .text
_start:
    mov rbx, 12
    test rbx, 12    ; проверяем регистр rbx, что он равен 0
    je zero        
    mov rdi, 2      ; если rbx НЕ равен 0
    jmp exit
zero:
    mov rdi, 8   ; если rbx равен 0
exit:
    mov rax, 60
    syscall 

Здесь мы проверяем значение регистра RBX - если оно равно 0, то будет установлен флаг нуля. При этом значение регистра RBX не меняется.

OR

Инструкция OR выполняет поразрядное логическое сложение. Операция логического сложения возвращает 1, если хотя бы один из соответствующих разрядов обоих операндов равен 1. Например,

global _start

section .text
_start:
    mov rdi, 12      ; помещаем в регистр rdi  число 12 - 1100
    or rdi, 6        ; rdi = rdi OR 6 = 1100 OR 0110 = 1110 = 14
    mov rax, 60
    syscall 

Здесь в 64-битный регистр RDI помещается число 12, которое в бинарной форме равно 11002. Затем инструкция OR поразрядно складывает на число 6:

1100
+
0110
=
1110

То есть в итоге в регистре W0 будет число 11102 или 1410 в десятичной системе.

XOR

Инструкция XOR выполняет поразрядную операцию исключающего ИЛИ, при которой возвращается 1, если соответствующие разряды обоих операндов не равны друг другу. если соответствующие разряды обоих операндов равны, то возвращается 0. Например,

global _start

section .text
_start:
    mov rdi, 12      ; помещаем в регистр rdi  число 12 - 1100
    xor rdi, 6       ; rdi = rdi XOR 6 = 1100 XOR 0110 = 1010 = 10
    mov rax, 60
    syscall 

В результате в регистре RDI будет число 10102 или 1010 в десятичной системе.

1100
^
0110
=
1010

Стоит отметить, что операция xor нередко применяется для обнуления содержимого регистра, например

xor rdi, rdi    ; RDI = 0

NOT

Инструкция NOT выполняет поразрядное отрицание и принимает один параметр:

not dest

Суть операции: если разряд операнда dest равен 1, то он меняется на 0. И наоборот - если разряд в dest равен 0, то он меняется на 1. Например,

global _start

section .text
_start:
    mov rdi, 12     ; помещаем в регистр rdi число 12 - 00000000 00000000 00000000 00001100
    not rdi         ; rdi =NOT(rdi)=NOT(12)= 11111111 11111111 11111111 11110011
    mov rax, 60
    syscall 

Здесь в регистр RDI помещается число 12, которое в бинарной форме равно 11002. Однако поскольку регистр у нас 64-битный, то все передние разряды будут представлять нули:

00000000 00000000 00000000 00001100

Поразрядное отрицание или инверсия изменяет значения битов на противоположное (изменяются все 64 бита в регистре). В итоге мы получим число

11111111 11111111 11111111 11110011

Что это за число, зависит от контекста. Так в дополнительном коде старший бит рассматривается как знаковый бит - если он равен 1, то число отрицательное. Соответственно инвертированное выше число будет интерпретироваться как -13. Если число рассматривается как число без знака, которое всегда положительное, то результат: 18446744073709551603

NEG

Кроме обычной инверсии в ассемблере есть арифметическое отрицацие, которое выполняет инструкция NEG. Она также принимает один операнд:

neg dest

фактически значение операнда будет умножаться на -1. Таким образом, мы сможем получить из положительного числа отрицательное, а из отрицательного - положительное. Например:

global _start

section .text
_start:
    mov rdi, -12
    neg rdi        ; rdi = -1 * rdi = -1 * -12 = 12
    mov rax, 60
    syscall 

Помощь сайту
Юмани:
410011174743222
Перевод на карту
Номер карты:
4048415020898850