Для разработки под iOS/MacOS нам потребуется специальная среда программирования, которая называется XCode. XCode позволяет использовать языки Swift и Objective-C для создания приложений под iOS и Mac OSX. Она является бесплатной, ее можно установить из App Store:
Стоит отметить, что для этой IDE лучше обновить MacОС до последней версии.
После установки запустим XCode. По умолчанию нам открывается стартовый экран с выбором опций для создания нового проекта, а также список ранее созданных проектов:
Однако сейчас мы не будем создавать никакой проект. А перейдем в меню к пункту File -> New-> Playground...
Далее в открывшемся окне в качестве целевой ОС выберем iOS (в данном случае целевая ос не играет большого значения), а в качестве типа Playground - Blank:
Далее надо будет указать, под каким именем будет сохраняться проект, а также его расположение. Укажем в качестве имени HelloSwift и нажмем на кнопку Create:
И после всех этих настроек нам откроется непосредственно сама среда Playground. По сути она представляет собой текстовый редактор с окном вывода, в котором мы можем потренироваться с выражениями и операциями языка Swift.
Слева мы увидим структуру проекта Playground. По умолчанию в нем есть два пустых каталога - Sources и Resources.
Большую - центральную часть самого Playground занимает текстовый редактор, в который мы будем вводить инструкции языка Swift. По умолчанию в нем уже есть некоторый код:
import UIKit var greeting = "Hello, playground"
Сначала импортируется пакет UIKit, а затем определяется переменная greeting, которая хранит строку.
А справа находится окно предварительного просмотра результатов, где мы сможем увидеть результат введенных команд. Например, в центральной части под кодом нажмем на маленькую стрелочку для запуска, и справва отобразится значение переменной greeting.
Теперь удалим все из текстового редактора и введем в него следующее простейшее выражение:
print("Hello world!")
print()
- это метод, который выводит некоторую строку. В данном случае это строка "Hello world!". И в окне консольного вывода справа мы сможем увидеть это сообщение:
Это довольно простой пример, но в дальнейшем мы часто будем обращаться к среде Playground в XCode при изучении языка Swift.
Вкратце стоит сказать пару вводных слов о структуре программы на Swift. Программа состоит из набора команд, каждая из команд называется инструкцией (statement). Например, выше мы использовали следующую инструкцию:
print("hello world!")
Как правило, каждая инструкция помещается на одной строке:
print("hello world!") print("welcome to swift")
При этом надо отметить, что Swift в целом имеет си-подобный синтаксис, то есть родственен таким языкам программирования как C, C++, C#, Java, однако однострочные инструкции не завершаются точкой с запятой. Хотя это можно делать. Но если мы помещаем несколько инструкций на одной строке, например:
print("hello world!"); print("welcome to swift")
То в это случае их следует разделять точкой с запятой.
Как и в других си-подобных языках в Swift для оформления структурных блоков применяются фигурные скобки. Например:
class Book { // начало блока класса func printBook() { // начало блока функции print("печать книги") } // конец блока функции } // конец блока класса
В Swift можно определять комментарии к исходному коду. Для создания многострочных комментариев применяется конструкция /* текст комментария */
:
/* Первая программа на Swift функция печатает строку hello world */ print("hello world!")
Для создания однострочных комментариев применяется двойной слеш:
print("hello world!") // функция печатает строку hello world print("welcome to swift") // выводит строку welcome to swift
При компиляции программы комментарии не учитываются и служат лишь для напоминания разработчику об узловых моментах исходного кода.