Наследование является одним из основных аспектов объектно-ориентированного программирования. Наследование позволяет классу взять функционал уже имеющихся классов и при необходимости переопределить его. Если у нас есть какой-нибудь класс, в котором не хватает пары функций, то гораздо проще переопределить имеющийся класс, написав пару строк, чем создавать новый с нуля, переписывая кучу кода.
Чтобы наследовать один класс от другого, нам надо применить оператор extends. Стоит отметить, что в PHP мы можем унаследовать класс только от одного класса. Множественное наследование не поддерживается.
Например, унаследуем класс Employee
от класса Person
:
<?php class Person { public $name; function __construct($name) { $this->name = $name; } function displayInfo() { echo "Имя: $this->name<br>"; } } class Employee extends Person {} $tom = new Employee("Tom"); $tom -> displayInfo(); ?>
В данном случае предположим, что класс Person представляет человека в целом, а класс Employee - работника некого предприятия. В этой связи каждый работник преддставляет человека. И чтобы не дублировать один и тот же функционал, лучше в данном случае унаследовать класс работника - Employee от класа человека - Person. В этой паре класс Person еще называется родительским или базовым классом, а класс - Employee - производным классом или классом-наследником.
И так как класс Employee унаследован от Person, для объектов класса Employee мы можем использовать функционал родительского класса Person. Так, для создания объекта Employee в данном случае вызывается конструктор, который определен в классе Person и который в качестве параметра принимает имя человека:
$tom = new Employee("Tom");
И также у переменной типа Employee вызывается метод displayInfo
, который определен в классе Person:
$tom -> displayInfo();
Унаследовав функционал от родительского класса класс-наследник может добавить свои свойства и методы или переопредилить унаследованный функционал. Например, изменим класс Employee, добавив в него данные о компании, где работает работник:
<?php class Person { public $name; function __construct($name) { $this->name = $name; } function displayInfo() { echo "Имя: $this->name<br>"; } } class Employee extends Person { public $company; function __construct($name, $company) { $this->name = $name; $this->company = $company; } function displayInfo() { echo "Имя: $this->name<br>"; echo "Работает в $this->company<br>"; } } $tom = new Employee("Tom", "Microsoft"); $tom -> displayInfo(); ?>
Здесь класс Employee добавляет новое свойство - $company
, которое хранит компанию работника. Также класс Employee переопределил конструктор,
в который пеередаются данные для имени и компании. А также переопределен метод displayInfo()
. Соответственно для создания объекта класса Employee, теперь необходимо использовать
переопределенный в классе Employee конструктор:
$tom = new Employee("Tom", "Microsoft");
Класс-наследник переопределяет конструктор родительского класса, то для создания объекта класса-наследника необходимо использовать переопределенный в нем конструктор.
И также изменится поведение метода displayInfo()
, который кроме имени также выведет и компанию работника:
Имя: Tom Работает в Microsoft
Если мы посмотрим на код класса-наследника Employee, то можем увидеть части кода, которые повторяют код класса Person. Например, установка имени в конструкторе:
$this->name = $name;
Также вывод имени работника в методе displayInfo()
:
echo "Имя: $this->name<br>";
В обоих случаях речь идет об одной строке кода. Однако что, если конструктор Employee повторяет установку не одного, а десятка свойств. Соответственно что, если метод displayInfo в классе-наследнике повторяет горадо больше действий родительского класса. В этом случае горадо рациональнее не писать повторяющийся код в классе-наследнике, а вызвать в нем соответствующий функционал родительского класса.
Если нам надо обратиться к методу родительского класса, то мы можем использовать ключевое слово parent, после которого используется двойное двоеточие :: и затем вызываемый метод.
Например, перепишем предыдущий пример:
<?php class Person { public $name; function __construct($name) { $this->name = $name; } function displayInfo() { echo "Имя: $this->name<br>"; } } class Employee extends Person { public $company; function __construct($name, $company) { parent::__construct($name); $this->company = $company; } function displayInfo() { parent::displayInfo(); echo "Работает в $this->company<br>"; } } $tom = new Employee("Tom", "Microsoft"); $tom -> displayInfo(); ?>
Теперь в конструкторе Employee вызывается конструктор базового класса:
parent::__construct($name);
В нем собственно и происходит установка имени. И подобным образом в методе displayInfo()
вызывается реализация метода класса Person:
parent::displayInfo();
В итоге мы получим тот же самый результат.
Стоит отметить, что в реальности ключевое слово parent
заменяет название класса. То есть мы также могли вызывать функционал
родительского класса через имя этого класса:
class Employee extends Person { public $company; function __construct($name, $company) { Person::__construct($name); $this->company = $company; } function displayInfo() { Person::displayInfo(); echo "Работает в $this->company<br>"; } }
Оператор instanceof позволяет проверить принадлежность объекта определенному классу. Слева от оператора располагается объект, который надо проверить, а справа -
название класса. И если объект представляет класс, то оператор возвращает true
. Например:
class Person { public $name; function __construct($name) { $this->name = $name; } function displayInfo() { echo "Имя: $this->name<br>"; } } class Employee extends Person { public $company; function __construct($name, $company) { Person::__construct($name); $this->company = $company; } function displayInfo() { Person::displayInfo(); echo "Работает в $this->company<br>"; } } class Manager{} $tom = new Employee("Tom", "Microsoft"); $tom instanceof Employee; // true $tom instanceof Person; // true $tom instanceof Manager; // false
Здесь переменная $tom
представляет класс Employee
, поэтому $tom instanceof Employee
возвращает true
.
Так как класс Employee унаследован от Person, то переменная $tom
также представляет класс Person
(работник также является человеком).
А вот класс Manager
переменная $tom
не преддставляет, поэтому выражение $tom instanceof Manager
возвращает false
.
В примере выше метод displayInfo()
переопределялся классом-наследником. Однако иногда возникают ситуации, когда надо
запретить переопределение методов. Для этого в классе-родителе надо указать методы с модификатором final:
class Person { public $name; function __construct($name) { $this->name = $name; } final function displayInfo() { echo "Имя: $this->name<br>"; } } class Employee extends Person { public $company; function __construct($name, $company) { Person::__construct($name); $this->company = $company; } function displayEmployeeInfo() { Person::displayInfo(); echo "Работает в $this->company<br>"; } } $tom = new Employee("Tom", "Microsoft"); $tom -> displayEmployeeInfo();
В этом случае во всех классах-наследниках от класса Person мы уже не сможем определить метод с таким же именем. Поэтому в данном случае в классе Employee определен новый метод - displayEmployeeInfo.
Также мы можем вообще запретить наследование от класса. Для этого данный класс надо определить с модификатором final:
final class Person { public $name; function __construct($name) { $this->name = $name; } final function displayInfo() { echo "Имя: $this->name<br>"; } }
Теперь мы не сможем унаследовать класс Employee (да и никакой другой класс) от класса Person.