Функция определяет действия, которые выполняет программа. Функции позволяют выделить набор инструкций и назначить ему имя. А затем многократно по присвоенному имени вызывать в различных частях программы. По сути функция - это именованный блок кода.
Формальное определение функции выглядит следующим образом:
тип имя_функции(параметры) { инструкции }
Первая строка представляет заголовок функции. Вначале указывается возвращаемый тип функции. Если функция не возвращает никакого значения, то используется тип void.
Затем идет имя функции, которое представляет произвольный идентификатор. К именованию функции применяются те же правила, что и к именованию переменных.
После имени функции в скобках идет перечисление параметров. Функция может не иметь параметров, в этом случае указываются пустые скобки.
После заголовка функции в фигурных скобках идет тело функции, которое содержит выполняемые инструкции.
Для возвращения результата функция применяет оператор return. Если функция имеет в качестве возвращаемого типа любой тип, кроме void, то она должна обязательно с помощью оператора return возвращать какое-либо значение.
Например, определение функции main, которая должна быть в любой программе на языке C++ и с которой начинается ее выполнение:
int main() { return 0; }
Возвращаемым типом функции является тип int, поэтому функция должна использовать оператор return и возвращать какое-либо значение, которое соответствует типу int. Возвращаемое значение ставится после оператора return.
Стоит отметить, что С++ позволяет не использовать оператор return
в функции main:
int main() { }
Но если функция имеет тип void, то ей не надо ничего возвращать. Например, мы могли бы определить следующую функцию, которая просто выводит некоторый текст на консоль:
void hello() { std::cout << "hello" << std::endl; }
Когда запускается программа на языке C++, то запускается функция main. Никакие другие функции, определенные в программе, автоматически не выполняются. Для выполнения функции ее необходимо вызвать. Вызов функции осуществляется в форме:
имя_функции(аргументы);
После имени функции указываются скобки, в которых перечисляются аргументы - значения для параметров функции.
Например, определим и выполним простейшую функцию:
#include <iostream> void hello() { std::cout << "hello" << std::endl; } int main() { hello(); hello(); }
Здесь определена функция hello, которая вызывается в функции main два раза. В этом и заключается преимущество функций: мы можем вынести некоторые общие действия в отдельную функцию и затем вызывать многократно в различных местах программы. В итоге программа два раза выведет строку "hello".
hello hello
При использовании функций стоит учитывать, что компилятор должен знать о функции до ее вызова. Поэтому вызов функции должен происходить после ее определения, как в случае выше. В некоторых языках это не имеет значение, но в языке C++ это играет большую роль. И если, к примеру, мы сначала вызовем, а потом определим функцию, то мы получим ошибку на этапе компиляции, как в следующем случае:
#include <iostream> int main() { hello(); hello(); } void hello() { std::cout << "hello" << std::endl; }
В этом случае перед вызовом функции надо ее дополнительно объявить. Объявление функции еще называют прототипом. Формальное объявление выглядит следующим образом:
тип имя_функции(параметры);
Фактически это заголовок функции. То есть для функции hello объявление будет выглядеть следующим образом:
void hello();
Используем объявление функции:
#include <iostream> void hello(); int main() { hello(); hello(); } void hello() { std::cout << "hello" << std::endl; }
В данном случае несмотря на то, что определение функции идет после ее вызова, но так как функция уже объявлена до ее вызова, то компилятор будет знать о функции hello, и никаких проблем в работе программы не возникнет.