Графический интерфейс пользователя представляет собой иерархию объектов android.view.View и android.view.ViewGroup. Каждый объект ViewGroup представляет контейнер, который содержит и упорядочивает дочерние объекты View. В частности, к контейнерам относят такие элементы, как RelativeLayout, LinearLayout, GridLayout, ConstraintLayout и ряд других.
Простые объекты View представляют собой элементы управления и прочие виджеты, например, кнопки, текстовые поля и т.д., через которые пользователь взаимодействует с программой:
Большинство визуальных элементов, наследующихся от класса View, такие как кнопки, текстовые поля и другие, располагаются в пакете android.widget
При определении визуального у нас есть три стратегии:
Создать элементы управления программно в коде java
Объявить элементы интерфейса в XML
Сочетание обоих способов - базовые элементы разметки определить в XML, а остальные добавлять во время выполнения
Сначала рассмотрим первую стратегию - определение интерейса в коде Java.
Для работы с визуальными элементами создадим новый проект. В качестве шаблона проекта выберем Empty Views Activity:
Пусть новый проект будет называться ViewsApp:
И после создания проекта два основных файла, которые будут нас интересовать при создании визуального интерфейса - это класс MainActivity и определение интерфейса для этой activity в файле activity_main.xml.
Определим в классе MainActivity простейший интерфейс:
package com.example.viewapp; import androidx.appcompat.app.AppCompatActivity; import android.os.Bundle; import android.widget.TextView; public class MainActivity extends AppCompatActivity { @Override protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) { super.onCreate(savedInstanceState); // создание TextView TextView textView = new TextView(this); // установка текста в TextView textView.setText("Hello METANIT.COM!"); // установка высоты текста textView.setTextSize(28); // установка визуального интерфейса для activity setContentView(textView); } }
При создании виджетов в коде Java применяется их конструктор, в который передается контекст данного виджета, а точнее объект android.content.Context, в качестве которого выступает текущий класс MainActivity.
TextView textView = new TextView(this);
Здесь весь интерфейс представлен элементом TextView, которое предназначено для выводa текста. С помощью методов, которые, как правило, начинаются на
set, можно установить различные свойства TextView. Например, в данном случае метод setText()
устанавливает текст в поле,
а setTextSize()
задает высоту шрифта.
Для установки элемента в качестве интерфейса приложения в коде Activity вызывается метод setContentView(), в который передается визуальный элемент.
Если мы запустим приложение, то получим следующий визуальный интерфейс:
Подобным образом мы можем создавать более сложные интерейсы. Например, TextView, вложенный в ConstraintLayout:
package com.example.viewapp; import androidx.appcompat.app.AppCompatActivity; import androidx.constraintlayout.widget.ConstraintLayout; import android.os.Bundle; import android.widget.TextView; public class MainActivity extends AppCompatActivity { @Override protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) { super.onCreate(savedInstanceState); ConstraintLayout constraintLayout = new ConstraintLayout(this); TextView textView = new TextView(this); textView.setText("Hello METANIT.COM!"); textView.setTextSize(28); // устанавливаем параметры размеров и расположение элемента ConstraintLayout.LayoutParams layoutParams = new ConstraintLayout.LayoutParams (ConstraintLayout.LayoutParams.WRAP_CONTENT, ConstraintLayout.LayoutParams.WRAP_CONTENT); // выравнивание по левому краю ConstraintLayout layoutParams.leftToLeft = ConstraintLayout.LayoutParams.PARENT_ID; // выравнивание по верхней границе ConstraintLayout layoutParams.topToTop = ConstraintLayout.LayoutParams.PARENT_ID; // устанавливаем параметры для textView textView.setLayoutParams(layoutParams); // добавляем TextView в ConstraintLayout constraintLayout.addView(textView); // в качестве корневого setContentView(constraintLayout); } }
Для каждого контейнера конкретные действия по добавлению и позиционированию в нем элемента могут отличаться. В данном случае контейнеров выступает класс ConstraintLayout, поэтому для определения позиционирования и размеров элемента необходимо создать объект ConstraintLayout.LayoutParams. (Для LinearLayout это соответственно будет LinearLayout.LayoutParams, а для RelativeLayout - RelativeLayout.LayoutParams и т.д.). Этот объект инициализируется двумя параметрами: шириной и высотой. Для указания ширины и высоты можно использовать константу ViewGroup.LayoutParams.WRAP_CONTENT, которая устанавливает размеры элемента, необходимые для размещения а экране его содержимого.
Далее определяется позиционирование. В зависимости от типа контейнера набор устанавливаемых свойств может отличаться. Так, строка кода
layoutParams.leftToLeft = ConstraintLayout.LayoutParams.PARENT_ID;
указывает, что левая граница элемента будет выравниваться по левой ганице контейнера.
А строка кода
layoutParams.topToTop = ConstraintLayout.LayoutParams.PARENT_ID;
указывает, что верхняя граница элемента будет выравниваться по верхней ганице контейнера. В итоге элемент будет размещен в левом верхнем углу ConstraintLayout.
Для установки всех этих значений для конкретного элемента (TextView) в его метод setLayoutParams()
передается объект ViewGroup.LayoutParams (или один из его наследников,
например, ConstraintLayout.LayoutParams).
textView.setLayoutParams(layoutParams);
Все классы контейнеров, которые наследуются от android.view.ViewGroup (RelativeLayout, LinearLayout, GridLayout, ConstraintLayout и т.д.),
имеют метод void addView(android.view.View child)
, который позволяет добавить в контейнер другой элемент - обычный виджет типа TextView или другой контейнер.
И в данном случае посредством данного метода TextView добавляется в ConstraintLayout:
constraintLayout.addView(textView);
Опять же отмечу, что для конкретного контейнера конкретные действия могут отличаться, но как правило для всех характерно три этапа:
Создание объекта ViewGroup.LayoutParams и установка его свойств
Передача объекта ViewGroup.LayoutParams в метод setLayoutParams()
элемента
Передача элемента для добавления в метод addView()
объекта контейнера
Хотя мы можем использовать подобный подход, в то же время более оптимально определять визуальный интерейс в файлах xml, а всю связанную логику определять в классе activity. Тем самым мы достигнем разграничения интерфейса и логики приложения, их легче будет разрабатывать и впоследствии модифицировать. И в следующей теме мы это рассмотрим.